Эквализация записи голоса в Audacity

Разные микрофоны очень по разному записывают звук. Даже один и тот же микрофон, подключенный к разным устройствам будет немного по разному писать одинаковый звук. Рассматривать почему так происходит мы не будем, а вместо этого рассмотрим, как может быть проведена эквализация готовой записи.

Эквализация записи голоса

Не хотелось бы превращать эту статью в бесконечную простыню текста, все равно нельзя объять необъятное. Поэтому рассмотрим основные моменты и общие рекомендации на примере эквализации записи голоса. Зная их вам не составит труда опытным путем добиться желаемого результата для любой записи.

Все работы, как и обычно, будут проделаны в простом и бесплатном Audacity. Каждый шаг будет показан и объяснен отдельно. На самом деле их можно объединить в один проход. Но это будет сложнее для понимания.

На спектре хорошо видны пики на частотах около 270 и 600 Гц. Опустим их и область между ними например вот так:

Ну и снова смотрим на спектр сигнала:

Как видим — неравномерность заметно сгладилась, а речь стала более разборчивой. Можно подавить еще сильнее, но в данном случае лучше верить ушам, а не глазам.

На самом деле не обязательно стремиться к идеально прямой линии на графике спектра. Важно просто избавиться от сильных пиков. Вполне вероятно, что на каких-то наушниках эта частота также окажется приподнятой и слушать запись будет некомфортно.

Шипящие

Еще одной частой проблемой являются всякие шипяще-звенящие звуки. Проявляется это на буквах С, Ц, Щ….. На данной записи явных проблем не наблюдается, но располагаются они обычно в интервале частот от 4 до 7 кГц.

На спектре выше видны дне небольших пика в районе 3.5 кГц и сдвоенный пик на 4.7 кГц. Можно слегка загасить их эквалайзером:

Ну и снова спектр:

Рупорность звука

Самым слышимым и информативным диапазоном человеческой речи является диапазон от 500 Гц до 2-3 кГц. Особенно влияет на восприятие частоты в районе 1 кГц.

Если в этом интервале частот будет заметным пик, то возникнет ощущение что голос звучит через рупор. Если же будет провал, то звучание голоса станет очень неестественным.

В целом можно немного опустить эти частоты, так голос будет меньше утомлять слушателя. Что весьма актуально например для Ютуба.

Сделать это можно например вот так:

Ну и на спектре это отразится следующим образом:

Эквализация — общий частотный баланс записи

Отлично все отдельные моменты мы рассмотрели! В принципе не обязательно так дотошно тыкать в анализатор спектра на каждом шаге. Он просто инструмент, позволяющий оценить ровность записи.

Теперь забудем про спектр и просто послушаем запись. Будет даже лучше, если сделать это на других наушниках.

Теперь пришел черед общего баланса. Возможно что запись слишком басовита, либо же наоборот преобладают высокие частоты. В таком случае можно поступить следующим образом:

Или же поднять/опустить какой-то конкретный диапазон, вызывающий сомнения:

Сохранение пресета эквалайзера

Как было сказано в начале статьи, все действия можно сотворить сразу, нарисовав например такой эквалайзер:

Его даже можно сохранить нажав Управление→Сохранить настройки и задав желаемое имя для пресета.

Но на практике эффективнее проводить отдельную эквализацию для каждой конкретной записи. Создать универсальную кривую даже для одного конкретного микрофона невозможно.

Уровень громкости

Наверное вы заметили, что я всегда только опускаю на эквалайзере, но никогда не поднимаю частоты на уровень выше 0дБ. В результате запись стала заметно тише.

Это важный момент, т.к. если усиливать какие либо частоты, то может получится, что это приведет к клиппингу (подрезанию) некоторых участков записи. Имейте это ввиду.

Для того чтобы поднять громкость достаточно просто произвести Нормировку записи:

Заключение

Думаю, что теперь вы имеете представление о том, как работать с эквалайзером и анализатором спектра. Ну а эквализация записи больше не представляет сложности.

Если остались вопросы — не стесняйтесь писать их в комментариях. Да и не только вопросы)

Главное — всегда ориентируйтесь в первую очередь на слух. А все остальное — лишь инструменты, помогающие в работе.

Что-ж, на этом у меня все, хорошего всем звука!

Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru