Главная » Наука » В космосе русские встретили экипаж «Аполлона» водкой

В космосе русские встретили экипаж «Аполлона» водкой

С особенностями русской национальной кухни американские астронавты столкнулись сразу после знаменитой стыковки «Союза» и «Аполлона» в 1975 году.

— Как только мы открыли люки, я вручил американцам тюбики с надписью «Водка»! — рассказывал космонавт Алексей Леонов. — Они поначалу отказывались, но я объяснил, что это русская традиция, надо отметить стыковку, отпраздновать это дело. Американцы покачали головой, но из вежливости согласились «раздавить» по тюбику. Мы чокнулись, открыли колпачки, а там оказался борщ! Это мы их решили разыграть, на тубы с борщом приклеили этикетки с водкой.

Современная орбитальная пища, как правило, упакована в металлические консервные банки или полимерные пакеты. Фото: artemjew.ru

С тех пор многое в космической кулинарии изменилось. Алкоголь попал в черный список. Если еще на станции «Мир» космонавты для поднятия тонуса совершенно легально могли «вздрогнуть» от спиртовой настойки из корней элеутерококка, то на МКС официально уже действует сухой закон. Правда, борщ по-прежнему остается в рационе небесных путешественников, но в прошлое отошли, например, сами тюбики. Сейчас в основном вся пища упакована в металлические консервные банки или полимерные пакеты. В пакетах очень удобно заваривать сублимированные продукты — борщи, супы или вторые блюда. На Земле их варят по стандартным рецептам, затем замораживают и обезвоживают. А на орбите членам экипажа достаточно добавить в пакет горячей воды, как следует его потрясти и через 10 минут блюдо ресторанного уровня (ну или почти) уже готово.

Завтрак, обед и ужин за 20 тысяч рублей

За разработку звездного рациона у нас отвечает отдел питания Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и ФГУП “Бирюлевский экспериментальный завод”. У американцев — Space Food Systems Laboratory в космическом центре имени Линдона Джонсона.

Бортинженер МКС Олег Артемьев на космической кухне. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

— По качеству еда российских и американских космонавтов сегодня приблизительно одинакова. Различие разве что кулинарных традициях, — считает Александр Агуреев, начальник отдела питания ИМБП РАН.

Приблизительно за полгода до старта космонавтам устраивают дегустационные сессии, где они выбирают еду себе по вкусу. Звездные едоки выставляют каждому блюду оценки по 10-балльной шкале. Затем исходя из предпочтений формируются продуктовые наборы на все время полета. Россияне выбирают приблизительно из 160 блюд, примерно такой же количественный ассортимент у американцев. Но грузовики доставляют на орбиту и бонусы в виде всяких вкусняшек. Это могут быть свежие фрукты и овощи, либо самые обычные сладости — конфеты, шоколадные батончики и т.д. При этом американцы не делают культа из космической еды. Они могут уложить в посылку продукты, закупленные в обычном супермаркете — колбасу, сыр или кетчупы с приправами. Кстати, специи и соусы с разнообразными оттенками вкусов очень высоко ценятся на МКС. Дело в том, что из-за невесомости по другому работают вкусовые рецепторы и органы обоняния. Поэтому порой еда кажется безвкусной. Интересно выглядят на орбите и солонки. Обычную соль в невесомости использовать нельзя — крупицы разлетятся по станции, будут попадать в глаза и органы дыхания. Поэтому в пластиковые пузырьки наливают водный соляной раствор — этой жидкостью и подсаливают еду.

Стоимость дневного рациона космонавта примерно 20 тысяч рублей. Это связано не столько с дороговизной продуктов, сколько с высокой стоимостью доставки. Отправка килограмма груза на МКС стоит $5-8 тысяч.

Завтрак с молочным продуктами. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

Суши, кимчхи и трюфели

В космос летают не только россияне с американцами. Поэтому национальные космические агентства стараются внести свой посильный вклад в разнообразие космического меню.

Так Южная Корея потратила $1 миллион, чтобы первая женщин-астронавт Ли Со Ен смогла угостить экипаж МКС традиционным национальным блюдом кимчхи — это квашенные овощи, приготовленные с обилием острых специй.

Обед на МКС. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

А японское космическое агентство JAXA заключило контракт с компанией Nissin Foods, которую в свое время основал изобретатель лапши быстрого приготовления Момофуку Андо. Крестные отцы «доширака» создали для японских астронавтов космические суши, суп рамен с пшеничной лапшой и другие блюда японской кухни.

Российский рацион питания на МКС. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

Французы доставляют на МКС оригинальные деликатесы: трюфели, гусиную печень, жюльен. А благодаря итальянке Саманте Кристофоретти космонавты получили возможность наслаждаться свежемолотым кофе. В 2015 году она привезла на МКС специально сконструированную кофе-машину, которая способна варить кофе в невесомости. Напиток наливается в специальные «чашки», которые по форме напоминают пластиковые конверты. Космонавты говорят, что пить только что сваренный эспрессо на орбите — это редкое удовольствие, недоступное простым смертным.

Кстати, недавно на МКС даже приготовили пиццу и сняли процесс на видео.

Завтрак-Обед в честь Дня Воздушно-десантных войск. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

Что запрещено употреблять в космосе?

— Алкоголь

Почему: Использование любых спиртосодержащих напитков на МКС запрещено, поскольку это может нарушить работу системы регенерации воды. Однако, как утверждают знатоки, космонавты контрабандой все же провозят небольшие дозы спиртного на борт.

— Сыр с плесенью

Почему: Французский космонавт хотел взять на борт сыр рокфор, однако специалисты решили, что голубая плесень может нарушить микрофлору на борту.

— Газированные напитки

Почему: Когда в условиях отсутствия гравитации в желудке смешиваются жидкость и газы, это вызывает сильную отрыжку.

— Бутерброды

Почему: при разрезании или откусывании хлеба образуется много крошек, которые будут висеть в воздухе причиняя неудобство членам экипажа. Поэтому для космонавтов выпекают миниатюрные буханки размером буквально с ноготок. В 1 килограмме хлеба 800 таких мини-батонов. Их не надо разрезать и легко можно проглотить за один раз.

Обед с баунти. ФОТО из блога космонавта Олега Артемьева www.artemjew.ru

Рацион космонавта

Для космонавтов разработан 16-суточный рацион. Это значит, что блюда повторяются только с таким интервалом. Разнообразием пищи пытаются скрасить монотонный быт космонавтов вдали от Земли. При этом норма потребления для члена экипажа — 3200 калорий в день. Для сравнения: на Земле человеку в среднем достаточно 2200-2600 калорий. Вот, как выглядит меню первого дня пребывания на борту МКС.

Завтрак

Ассорти овощное

Творог с черносмородиновым пюре

Чай Граф Грей с сахаром

«Комсомолка рекомендует»

Истории жизни и открытий выдающихся ученых, повлиявших на развитие мировой космонавтики, — в коллекции «Великие умы России» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».

Коллекция «Великие умы России»

Год на орбите. Космическая еда. Фильм 4.Фильм 4 «Год на орбите. Космическая еда»: космическая кухня, что едят космонавты, как готовят еду для космонавтов.

%d такие блоггеры, как: